Выставка

«Культурный код: наследие, искусство, дизайн»


Главная тема - культурный код, художественные традиции, костюм, орнаменты, декоративные формы и символы в моде, искусстве и дизайне.


Принимают участие художники, дизайнеры, мастера народного искусства.


Концепт: Актуализация художественных и дизайн практик, отражающих культурный код через исследование и визуализацию художественных традиций народов России, этники, орнаментов.


Форматы работ:

Живопись, графика, скульптура, текстиль, изделия народного и декоративно-прикладного искусства, принты, графический и предметный дизайн, одежда, аксессуары, украшения, костюм, художественная и историческая реконструкция, мерч и сувениры, иллюстрация, цифровое искусство.

"Limen maris" - Мерцание моря
Виктория Васильева, г.Москва. 2025 г.
Научный руководитель: Алибекова Марият Исмаиловна.
Авторские образы, вдохновленные русской культурой и загадочной красотой подводного мира: переливами перламутра, нежными изгибам ракушек и прозрачной глубиной реки. Техника вышивки на изделиях смешанная, присутствует гладь, вышивка бисером, стеклярусом, бусинами, шнурами и жемчугом.
Сумка «Всевидящее око»
Дарья Хямяляйнен, г. Петрозаводск, Карелия
Техника золотной вышивки, шитье по карте, по верёвочке, литой шов
Материалы: бархат, серебряная нить, кожкартон, х/б нить, фермуар
Сумка выполнена в технике золотной вышивки. В работе использована серебряная нить, а также техника шитья по карте, по верёвочке, литой шов. Центральным элементом является символ ока, проходящий через века, связывающий древние времена с современностью
Коллекция "Традиции нить"
Лианора Абашия, г. Иланский, Красноярский край
Коллекция украшений выполнена в технике кружева на коклюшках.
Калябаш. Башкирский народный женский образ
Альфина Габидуллина, г.Уфа
Женский образ с головным убором "калябаш" сшит по образцу из фондов Российского этнографического музея.
Калябаш - это шлемообразный головной убор с высокой тульей и широкой наспинной полостью, состоящий из кораллов и серебра.
Использованные материалы: старинные чешуйки, царские монеты, кумбазы, кораллы.
Айыыhыт - Айысы́т
Сардаана Иванова
г. Якутск, Республика Саха (Якутия)
Работа посвящена богине Айыысы́т (якут. Айыыhыт), или Айысы́т, — общее название богинь-покровительниц, дарителей детей и приплода домашних животных у якутов. Айысыт входят в число верховных божеств айыы. Кроме того, Айысыт называют и отдельную верховную богиню в якутской мифологии. Она покровительствует деторождению и беременным женщинам. Айысыт — одна из богинь, в честь которых устраивался праздник кумыса. Она появляется при родах, помогает благополучно разрешиться от бремени и благословляет родившееся дитя.
Северная девушка
Екатерина Серомаха, г. Москва, 2022г.
Смешанная техника, акрил, паста, кружево.
Вселенский взгляд северной девушки.
Вышивка старообрядцев
Ирина Кудрявцева, с. Солонешное, Солонешенский район, Алтайский край.
Сюжет вышивки взят со стенового полотенца старообрядцев с. Топольное Солонешенского района Алтайского края. Это архаичный мотив русской народной вышивки, выполненный в технике - счетная гладь.
Бесконечность
Екатерина Серомаха, г. Москва, 2023г.
Смешанная техника, 80*100 см.
Символ нахождения в настоящем моменте, ведь именно здесь кроется бесконечность всего происходящего. Это сверхспособность, которая и погружает в бесконечные миры собственного сознания. Олицетворением этой сверхспособности является женщина и женщина в русском костюме как код, ген, символ бесконечности жизни.
Царь-рыба
Ксения Курасова
г. Иланский, Красноярский край
Красноярский край богат на талантливых людей. Одним из таких является писатель В.П. Астафьев, а его произведение "Царь-рыба" знает каждый красноярец. К празднованию 100-летия сибирского писателя, в знак почтения и глубокого уважения, была создана шкатулка в виде рыбы с изображением могучих осетров, "Царей Енисея".
Работа выполнена в технике лепки жгутом, декорирована цветными ангобами в технике сграффито, внешняя и внутренняя поверхность покрыта прозрачной глазурью.
Эта шкатулка – не просто предмет декоративно-прикладного искусства, это символ единения человека и природы, отражение величия сибирской реки и дань уважения к мастерству писателя.
Сыровар
Светлана Гоголева
г. Волосово, Ленинградская область, 2025 г.
Белая глина, эмаль, подглазурные пигменты; лепка из комка.
Творческая работа: одним из направлений в полихромной майолике является декоративная скульптура, или «малая пластика». В своей работе хотелось показать образ весёлого дедушку, который занимается сыроварением. Незаметно к этому образу добавилась маленькая мышка, мечтающая о большом кусочке сыра. Работа выполнена в технике лепки из комка (белая глина). Роспись с использованием подглазурных пигментов. В завершении покрыта прозрачной эмалью.
Короб Праздничный
Артем Чичкарев, г. Сыктывкар, Республика Коми
Короб выполнен в технике пластовой бересты и горячего формования, применено декорирование сосновым корнем. Размер 35*33*45 см.
Триптих "Женская линия жизни"
Татьяна Копылова
г. Королев, Московская область, 2025 г.
Холст, масло 100*120 см.
Художница обращается к глубинной теме, которая освещает невидимые, но мощные связи между женщинами внутри рода — женскую энергию, родовую память и преемственность поколений. В основе - сакральное число семь, традиционно связанное с представлением о необходимости знать род хотя бы до седьмого колена. Этот символ становится визуальной и смысловой опорой произведения. Центральная картина изображает семь женских фигур, соединённых в круговом движении. Это — семь поколений, которые, держась за руки, образуют единое энергетическое поле, передающее память, опыт, достоинство, боли и силы по женской линии. Хоровод здесь — архетипический образ женского единения, присутствующий в культуре Руси из века в век. Левая часть триптиха возникла уже после того, как художница узнала о беременности дочери. Не зная пола будущего ребёнка, она предположила появление новой девочки в роду — сестрёнки или будущей дочери той самой девочки, что уже присутствует в центральной композиции. Так появилась картина- предчувствие, картина-ожидание, где маленькая девочка в светлом платье тянется к белой бабочке — символу нового рождения и чистой души. Правая часть — визуальный фундамент всего триптиха. Это пространство полей, хлеба, полевых цветов, «земли-матушки». Она символизирует вечность родовых традиций, связь с землёй, которая веками кормила, защищала и объединяла людей. Пшеница — это и хлеб как основа жизни, и память о предках, и связь с русскими пространствами.
Туес "Дивный лес"
Марина Юминова, г. Чайковский, Пермский край, 2025 г.
Туес выполнен из бересты в технике двойная прорезная резьба.
Размеры: 31*22*20 см.
Коллекция "Тёплушка"
Татьяна Матюшкина, г. Симферополь, республика Крым
Коллекция создана с элементами исторического кроя и славянскими мотивами в декоре. Автор стремится вернуть традиционные техники в моду: вышивку, аппликацию, роспись.
Женский жилет
Анна Бучатская, г. Иланский, Красноярский край
Женский утепленный жилет. Карман в виде сумки лакомки, с ручной вышивкой.
Синюха
Любовь Горчакова, г. Александров, Владимирская область
Ручная роспись, дерево, темпера, акриловый контур, лак.
Скульптура «Синюха» выполнена в стиле вологодской хохломы, посвящена языковому и художественному наследию Вологодского края. Конь не только занимает важное место в человеческой цивилизации в целом, но и имеет особое место в диалектной языковой картине мира и славянской культуре: он является космологическим животным, связываемым с опытом сотворения Вселенной. Конь находится под покровительством сакральных небесных сил и выступает в качестве оберега для человека, одновременно с чем он может являться проводником в мир мертвых. Словом «синюха» в вологодском крае называли лошадь светлой масти с голубоватым оттенком. Также данный диалект использовался в качестве клички животного.
Роспись по дереву Северного края
Ирина Гурьева, г. Архангельск
Ручная роспись, дерево, темпера, акриловый контур, лак.
Авторское высказывание: "Роспись по дереву является древнейшим видом народного искусства, включает в себя создание узоров и орнаментов, из которых создается сюжет на деревянных изделиях. Мне очень нравиться северная роспись. В каждом районе роспись своя. Всем известна Мезенская роспись, но есть и другие северные росписи нашего края. Например Уфтюжская, Пучужская и многие другие. В каждом районе создавались свои элементы в росписи, отличительные от других, использовалась своя цветовая гамма. Именно по таким деталям можно определить район, в котором создавалась та или иная роспись".
Стилизованное русское народное платье
Татьяна Мякотина, г. Иланский, Красноярский край
Для платья соткано хлопковое полотно и орнамент на 2-х ремизном станке в технике полотняного переплетения и узорного ткачества (брань). Цветовое решение: Традиционное контрастное сочетание красного и белого.
Брошь "Кече" из бисера в марийском стиле
Ирина Чепикова, г. Звенигово, Республика Марий Эл
В броши интерпретирован марийский узор путём изображения его из бисера. Брошь может использоваться и как подвеска.
Борок
Елена Кореева, г. Казань, 2024 г.
Выполнен в технике: вышивка, низание, плетение, нашивание. Воротник стойка – 30*3 см, ленты по 33 см, плетение 39*26 см.
Шейно-нагрудное украшение, выполненное из неширокой полосы ткани, к которой крепилось несколько цепочек или сетка, изготовленные из бусин, бисера, стекляруса и др. Носился борок в составе праздничного костюма девушек, женщин и надевался поверх хомута. Это украшение характерно для районов Поволжья и Приуралья.
Феникс
Наталья Федиченкова, г. Вязьма, Смоленская область
Карнавальный костюм.
Авторское высказывание: "Феникс — мифологическая долгоживущая птица, возрождающаяся после гибели. Образ феникса встречается в разных культурах. Птица Феникс - символ Вязьмы и Смоленской области, изображена на гербах. Также считается символом страсти, вдохновения и творчества. Неудивительно, что птица феникс стала популярным изображением, используемым в литературе, искусстве... Для меня эта птица тоже, своего рода символ, поскольку костюм был выполнен в период спада моей творческой деятельности и стал её возрождением. Элементы костюма (диадема и крылья) выполнены из глиттерного фоамирана."
Панно "Гроздь винограда"
Дарья Овчинникова, г. Иланский, Красноярский край
Панно из мешковины и джута.
Конь-огонь
Юлия Романюк , г. Иланский, Красноярский край
Бумажная лоза. Выполнено традиционным плетением.
Кукла в национальном костюме
Эльвира Кусабердина, с.Месягутово, Дуванский район, Республика Башкортостан
Кукла выполнена по мотивам башкирской культуры и костюма.