Интервью с художником-керамистом Александрой Берюх
В каждом изгибе глины — отпечаток души мастера...
Александра Берюх — художник-керамист, преподаватель детской художественной школы. Одна из ее работ – керамический набор, посвященный княгине Ольге, недавно заняла первое место в творческом конкурсе. Мы поговорили с Александрой о том, как историческая личность вдохновила на создание современного произведения искусства, о творчестве и ближайших планах.
Образ сильной женщины вдохновляет и поражает. Идея посвятить ей работу уже давно витала, но форма реализации никак не приходила, и вот наконец все сложилось.
О выборе героини

— Почему княгиня Ольга? Что в ее личности зацепило настолько, что захотелось посвятить ей большую работу?
— Княгиня Ольга, одна из самых выдающихся женщин в истории Руси, остаётся предметом восхищения и глубокого изучения. Её жизнь и деяния служат примером силы и стратегического мышления, а также воли к изменениям в обществе своего времени.
Именем Ольги названо множество литературных и художественных произведений, она предстает не только как историческая личность, но и как символ жизнестойкости и независимости. Изучение её биографии и влияния на дальнейшие события в Древней Руси наводит на размышления о настоящих ценностях в современном мире.
Образ сильной женщины вдохновляет и поражает. Идея посвятить ей работу уже давно витала, но форма реализации никак не приходила, и вот наконец все сложилось так, как было нужно. Ситуация, форма, материал, новая техника, давняя идея — всё сошлось воедино.

— Ольга — святая или властная правительница? Какой образ вы воплощали в керамике?
— Смерть супруга стала переломным моментом в жизни княгини Ольги. В то время как многие женщины на её месте могли бы отступить или поддаться обстоятельствам, она  решила взять ситуацию под контроль. Ольга использовала тонкую стратегию, мастерски маневрируя между союзами, чтобы укрепить своё влияние. В моем наборе проиллюстрированы 4 образа княгини, и здесь она скорее властная.
Керамический набор
"Княгиня Ольга".
Александра Берюх
О технике и процессе

— Как добились такого благородного оттенка? Это особая глазурь или секретная техника?
— Это сочетание оксида меди и белой глазури. Подобный способ декорирования керамики я впервые увидела у замечательного гончара Ивана Безбородова. К счастью, он любезно ответил на все мои уточняющие вопросы, и я смогла использовать эту технику в своей работе.

— Самый сложный элемент в наборе — кувшин, тарелка или эти изящные чашки?
— Тарелка далась мне сложнее всех остальных составляющих набора. Создание портрета -  ответственный этап, пришлось несколько раз переделывать, пока результат не приблизился к моей идее.

— Гончарный круг или ручная лепка — что любите больше?
— Того и другого, и желательно побольше.

— Какую глину используете — местную или привозную? Влияет ли происхождение на результат?
— В работе использую разные массы, смешиваю их, получаю разный результат. Иногда использую местную глину. На результат скорее влияет не происхождение, а состав массы и правильное использование той или иной массы для определённых целей.
Александра Берюх
О философии творчества

— Эта посуда функциональная или исключительно для созерцания? Можно ли из этих чашек пить чай?
— Посуда функциональна. Только вот блюдо, боюсь, будет не совсем удобно в использовании, так как дно украшено рельефом.

— Есть ли ритуалы при работе с глиной? Особое настроение, музыка, время суток?
— Меня настолько увлекает работа с этим материалом, что подходит любое время суток. Настроение не влияет на мое желание взаимодействовать с глиной, наоборот — оно выравнивается в процессе. Будь то лепка или работа за кругом, этот процесс успокаивает. Люблю работать в наушниках, слушая музыку, но и это не обязательное условие. Так что особых ритуалов нет. Главное, чтобы было время и место для работы.

— Что дает работа с глиной такого, чего нет в других материалах?
— Работа с глиной медитативная. Успокаивает, отвлекает от всего вокруг, затягивает так, что не замечаешь усталости, голода, времени.
Для меня вообще глина — поразительный материал. Используя его, можно воплотить практически любой замысел: из кома глины можно создавать посуду, украшения, скульптуры, игрушки и еще множество предметов с различной сферой применения. Что безусловно дает простор для фантазии и развития навыков.

— Может ли керамическое изделие передавать энергетику мастера?
— В каждом изгибе, каждой неровности глиняной поверхности таится отпечаток души человека, создавшего его. Это не просто предмет обихода или украшение интерьера, это осязаемый кусочек внутреннего мира художника, его переживаний и размышлений, застывших в форме и обжиге.
Прикасаясь к керамике ручной работы, мы словно вступаем в диалог с творцом, чувствуем тепло его рук, видим мир его глазами. Мастер, подобно алхимику, превращает грубую глину в изящный предмет, вкладывая в него не только умение, но и часть себя. Каждое движение, каждый штрих несет в себе определенный смысл, отражает настроение и замысел художника. Именно поэтому даже два изделия, созданные одним мастером, никогда не будут абсолютно идентичными.
Работы Александры Берюх
О традициях и современности

— Насколько важно сохранять связь с корнями через современное искусство?
— В эпоху глобализации и стремительных технологических изменений, когда мир становится все более однородным, вопрос сохранения связи с культурными корнями приобретает особую актуальность. Современное искусство, в своем многообразии форм и проявлений, способно стать мощным инструментом для поддержания этой связи, позволяя нам не только помнить о прошлом, но и переосмысливать его в контексте настоящего.
Одним из таких видов искусства, обладающих глубоким символическим значением и способных объединить поколения, является гончарное ремесло. На протяжении тысячелетий глина служила человечеству не только практическим материалом для создания посуды и других предметов быта, но и носителем культурных кодов, отражая традиции, верования и эстетические предпочтения разных народов.
Современные художники-керамисты, вдохновляясь наследием прошлого, создают произведения, в которых древние техники и мотивы переплетаются с новаторскими идеями и современными технологиями. Они не просто копируют старинные образцы, а переосмысливают их, наполняя новым смыслом и звучанием.
Таким образом, гончарное ремесло становится не просто способом сохранения традиций, но и платформой для диалога между прошлым и настоящим, позволяя нам лучше понять себя и свое место в мире. Сохранение связи с корнями через современное искусство, и в частности через гончарное ремесло, — это не просто дань уважения прошлому, но и инвестиция в будущее, позволяющая нам сохранить свою идентичность и уникальность в эпоху глобальных перемен.

— Есть ли секреты, которые передаются только от мастера к ученику?
— Конечно же, существует огромнейшее количество секретов, которые мастера хранят и не передают никому, даже ученикам. Но к счастью, таких мастеров немного. Все чаще мне встречаются мастера, готовые делиться своими приемами, рецептами, технологиями, что, конечно же, способствует возрождению и развитию гончарного ремесла в России.
О планах и передаче мастерства

— Планируете ли развивать серию исторических персонажей?
— На самом деле хотелось бы создать такую серию, история нашей страны очень богата вдохновляющими личностями и событиями.

— Какой исторический персонаж следующий в очереди на керамическое воплощение?
— Заманчива идея создать композицию, посвященную русским женщинам — мудрым, сильным, чистым сердцем, смелым и самоотверженным. Персонажи былин, такие как, например, Василиса Микулишна. Она была женщиной умной в первую очередь и владела определенными навыками воинского искусства: умела стрелять из лука и обладала несвойственной женщине ловкостью. В тех вариантах, где она вступает в бой, она побеждает не силой, а ловкостью.
Пока я бы сконцентрировалась на истории Древней Руси.

— Планируете ли передавать мастерство ученикам или это исключительно ваш путь?
— Навыки и знания работы с материалом я всецело передаю ученикам, так как работаю преподавателем в детской художественной школе, веду занятия по программам «Гончарное дело» и «Лепка».
О конкурсе и советах начинающим

— Этот набор создан для использования или для выставок?
— Скорее для выставок, но и использование в быту возможно.

— Почему выбрали именно эту работу для участия в конкурсе?
— Это одна из последних моих работ, совсем новая и на данный момент одна из самых любимых.

— Честно говоря, вы ожидали победить в конкурсе или подавали работу без ожиданий?
— Я была уверена в своей работе и надеялась, что ее оценят по достоинству, но не ожидала, что ей отдадут первое место.

— Ваш главный совет тем, кто хочет создать что-то по-настоящему уникальное, но еще в самом начале пути.
— Не сдавайтесь, учитесь и прислушивайтесь к себе!

Не сдавайтесь, учитесь и прислушивайтесь к себе!
Ксения Илауски
Александра Берюх
Платформа АртПолотно, 2025